- Фарисеи
- одна из иудейских сект, появившаяся во II или в III веке до Р. Хр. по возращении иудеев из плена, когда было обращено особенное внимание на точнейшее соблюдение закона Моисеева. Ревность к точнейшему соблюдению предписаний закона должна была еще более увеличиться, когда после Александра Македонского стало распространяться греческое образование и среди иудеев явились отступники от отеческой веры (1 Мак. 1, 11 - 15) и когда Антиохом Епифаном было открыто гонение на верующих. Ревнители закона стали строже держаться определенных законом постановлений, как в существенных догматах веры, так и в обрядах. Образовалось сословие ученых, называвшихся законниками, которые занимались толкованием закона применительно к случаям из практики. Такое направление особенно развивалось в фарисействе. Фарисеи желали в точности удерживать религиозное национальное учение и держаться как можно дальше от всего, что не согласовалось с их идеей закона. Отсюда и произошло их имя "фарисеи", что значит "отделенные", "особенные". Основные черты их учения таковы: 1) они все подчиняли судьбе, но не отрицали и свободы человеческой; 2) они веровали в бытие высших духов, добрых и злых; вера в них сохранялась и после пленения (Деян. 23, 8); 3) веровали в бессмертие души, воскресение мертвых и будущее воздаяние, при чем, однако, в их веровании нет воскресения тел в христианском смысле (Деян. 23, 6, 8), а скорее учение, что души благочестивых снова соединятся с телами другими, более чистыми, и будут жить в царстве Мессии; 4) кроме писанного закона Моисеева они принимали еще великое множество устных преданий, которые будто бы переходили из рода в род также от Моисея. Эти предписания закона неписанного касались большею частию внешней обрядности и имели для фарисеев такую силу, что ради них они изменяли даже закон писанный, где он не сходился с ними (Матф. гл. 15). Они усвояли им высшее значение и сами наблюдали их с особенной тщательностью, напр., посты, молитвы, омовения, десятины и т. п. Таким учением, и особенно своей внешней набожностью, они привлекали к себе народ и снискали себе большое уважение. Секта их получила особенную силу и громадное влияние на общественные дела. С другой стороны, исполняя мелочные требования предания, твердо держась буквы закона, они оставляли в стороне дух закона и его важнейшие предписания. Этим объясняются все обличения, направленные против них. Сам Господь Иисус Христос, отдавая им должную справедливость за все, что было среди них доброго (Мф. 23, 2), и даже признавая, что среди них совершались и чудеса (Матф. 2, 27), в то же время, при всяком случае восставал против ложного и извращенного их учения. Главным намерением Его Нагорной беседы было противопоставить фарисейскому толкованию закона и их ложной праведности истинную праведность по духу закона (Матф. 5, 19; 7, 29). В то же время, он строго обличал их неверие, упорство и разные другие пороки (Матф. 12, 31 - 34, 43 - 45; 5, 20; 15, 4; 23, 3, 16, 25; Иоан. 8, 7, 9). Впрочем, и среди них были такие, которые имели лучшие расположения и чувствования, как показывает пример Никодима (Иоан. гл. 3; 7, 32, 50 - 53). Еванг. Иоанн прямо говорит, что многие из начальников веровали во Христа, но из страха перед другими не исповедовали его (Иоан. 12, 42). В большинстве же случаев их ненависть ко Христу и его ученикам с течением времени все возрастала, и если они обращались в христианство, то приносили вредное для свободы евангельской направление, против которого боролся ап. Павел (1 Кор. 1, 20). В истории израильского народа их слепота, привязанность к букве закона, слепое упорство и фанатизм сыграли печальную роль: они были главной причиной гибели Иудеи.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.